Интервью Михаила Котюкова

C 1 сентября 2022 года элементы финансовой грамотности войдут в обязательные школьные предметы. Это закреплено в новых федеральных образовательных стандартах (ФГОС) для начальной и основной школы. В начальной школе знания о финансах будут преподавать на уроках математики и окружающего мира, а ученикам 5–9 классов — на обществознании, математике и географии. 

Интеграция элементов финансовой грамотности не только в школьную программу, но и вообще во все сферы современной системы образования – детские сады, средние специальные образовательные организации, вузы – глобальная задача. О том как она будет реализовываться читайте в дайджесте ответов заместителя министра финансов Российской Федерации Михаила Котюкова в интервью информационном агентуству ТАСС и порталу mel.fm

Елена Кудрявцева, Анастасия Шаренкова, ТАСС

— Мы говорим о взрослых людях, а основы финансового поведения, как мы понимаем, закладываются еще в детстве в семье, в школе. Что государство может сделать для того, чтобы научить детей?

— Михаил Котюков: Ведущие экономические школы наших университетов подготовили учебно-методические материалы: есть учебники, различные учебные пособия как в бумажном, так уже и в оцифрованном виде. Они представлены на портале «Моифинансы.рф».

Кроме того, мы ежегодно проводим просветительские мероприятия для детей и молодежи. Одним из ключевых в прошлом году стал онлайн-фестиваль My Money Fest. Наши эфиры с экспертами и популярными блогерами пользовались большой популярностью. В общей сложности образовательный контент фестиваля получил 17 млн просмотров — со стороны самых юных зрителей, старшеклассников, студентов, родителей и учителей. Под Новый год мы запустили новый просветительский проект «Крош и грош» со Смешариками в популярном формате подкаста.

Мы стараемся донести информацию всеми доступными способами. Понятно, что наибольшая степень организации и настроя на усвоение материала — в школе. Именно поэтому в Федеральный государственный образовательный школьный стандарт включено направление по финансовой грамотности.

— А это в рамках какого предмета?

— М.К.: Это курсы, которые в разных школах будут интегрированы в разные предметы: математику, обществознание, информатику, окружающий мир и даже географию. Важно донести интересным, доступным языком нужную информацию.

Для этого разработана единая рамка компетенций по финансовой грамотности. Над проектом финансовой грамотности работают наши ведущие экономические университеты: Московский государственный университет (МГУ им. М.В. Ломоносова — прим. ТАСС), Финансовый университет, РАНХиГС, Высшая школа экономики, в этом году подключился еще Плехановский университет, НИФИ Минфина. Это наш учебно-методологический фундамент.Сейчас учебники и пособия адаптируем с учетом новых вызовов, а регионы как раз через школьные программы делают это частью образовательного процесса. Уверен, что интерес школьников к этим предметам будет расти.

— А учителя готовы, кадры готовы к этому?

— М.К.: Это ключевой вопрос. Поэтому первая часть работы наших методцентров — это разработка материалов, а вторая — как раз работа по повышению квалификации педагогов. В этом году уже 24 450 учителей прошли наши курсы.

— По России?

— М.К.: Да. Конечно, цифра звучит впечатляюще, но она не покрывает всю потребность, поэтому мы продолжим работу в этом направлении. Думаю, что в ближайшей перспективе учить будем не только самих школьных учителей, а тех педагогов, которые занимаются переподготовкой учителей. В каждом регионе ведь есть центры повышения квалификации работников образования: место, где каждый учитель регулярно проходит переподготовку. Это позволит существенно увеличить охват.

Очень рассчитываем на активную поддержку педагогов. У школьников, студентов и их родителей есть масса вопросов о личных финансах, и их становится только больше. Надеемся, что система образования будет давать адекватные ответы. Мы будем помогать повышать компетенцию педагогического сообщества.  Ключевой инструмент для этого — единая рамка компетенций, точка консенсуса для всех программ и продуктов по финансовой грамотности, от учебников до мультфильмов и сериалов.

Полный текст интервью читайте на: https://tass.ru/interviews/13640041

Лейла Алиева, mel.fm

— Что такое финансовая грамотность?

— Михаил Котюков: Есть миф о финансовой грамотности: люди думают, что это про то, как заработать и потратить. В нашей работе, конечно, блок, связанный с личными финансами, играет одну из главных ролей. Но есть и другие, не менее важные модули: о налогообложении, различных форматах финансовой поддержки, которые человек может получить из государственного бюджета, о финансовой безопасности, цифровых сервисах, возможностях граждан участвовать в управлении местными бюджетами. Дети должны понимать, почему мы платим налоги, куда уходят эти деньги, что такое пенсия и как она формируется. Они должны знать, какую финансовую помощь могут получить от государства. Важно объяснить детям, что при устройстве на работу нужно выяснить, как эта работа будет оплачиваться. Ведь речь здесь не только о сумме заработка. Например, зарплата в конверте — это плохо, ведь при этом люди теряют пенсионные накопления, возможность формирования кредитной истории и многое другое. Это азы разумного финансового поведения, не просто грамотность, а культура.

Мы с коллегами из Банка России считаем работу с детьми и молодежью одной из приоритетных для развития всей российской финансовой системы и системы образования на ближайшие десять лет. При этом мы не планируем вводить отдельный предмет «Финансовая грамотность» в школах.

— Как будет внедрятся финансовая грамотность в школьную программу?

— М.К.: Новые ФГОС вводят модули финансовой грамотности в школьные предметы — математику, обществознание, окружающий мир, географию. Мы разработали специальные пособия для детей, родителей, педагогов 2–11-х классов. Также появились различные цифровые ресурсы, мобильные приложения, игры, сняты серии тематических мультфильмов «Смешарики», набравшие уже более 200 миллионов просмотров, сериалы для детей постарше. Мы понимаем, что конкурируем за внимание детей, и поэтому активно используем интерактивные образовательные инструменты. Ряд пилотных регионов уже внедрили финансовую грамотность во все школы, и они отмечают, что это повышает мотивацию детей к изучению обязательных предметов. Образовательную методологию обеспечивают наши федеральные методические центры: Высшая школа экономики и РАНХиГС.

— Какие каналы коммуникаций, на ваш взгляд, наиболее эффективны в работе по повышению уровня финансовой грамотности детей и молодежи.

— М.К.: Нужно говорить о финансовой грамотности везде: чем больше каналов и форматов, тем больше шансов дойти до аудитории, быть услышанным.

Первое, что мы сделали, — это портал «Моифинансы.рф». Пишем и короткие сюжеты, и большие материалы для тех, кто готов погружаться глубже, что-то изучать. Если аудитория смотрит YouTube, мы должны быть там, если это TikTok или Telegram-канал, значит, мы будем работать на этих платформах. У каждого ресурса своя аудитория, но наша задача — быть везде с интересной информацией и правильной подачей, чтобы передать ее тем, кому она нужна, в той форме, в которой человек готов ее воспринимать.

Школа — это тоже один из каналов, причем очень быстрый. Например, если ребенок в школе узнает что-то интересное о финансах и поделится этим дома, то это уже может уберечь семью от досадных финансовых ошибок.

Полный текст интервью читайте на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/shkola/197825-finansovaya-gramotnost-v-shkole-kogda-i-kak-eye-nachnut-prepodavat-i-vvedut-li-dlya-etogo-novy-predm

Оставьте комментарий