В рамках масштабного регионального проекта «Неделя финансовой грамотности», реализуемого в соответствии с программой «Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Брянской области на 2024-2030 годы», 23 октября 2025 года доцент кафедры таможенного дела и маркетинга Муравьева М.А. провела открытый урок для старшеклассников (учеников 10-11 классов) МБОУ СОШ №72 г. Брянска. Мероприятие, организованное при поддержке Департамента образования и науки Брянской области, Регионального центра финансовой грамотности и Отделения Банка России, было посвящено теме «Простые шаги к финансовой независимости и благополучию».
Целью данного мероприятия стало привлечение внимания учащихся к теме финансовой грамотности и разъяснение им степени личной ответственности за свое финансовое благополучие и связи финансового благополучия гражданина и финансовой устойчивости государства
В ходе урока особый акцент был сделан на взаимовыгодном характере отношений между гражданином и государством. На доступных примерах — от строительства школ, дорог до работы полиции и скорой помощи — школьникам разъяснили, что налоги — это не просто обязанность, а осознанный вклад каждого в создание комфортных условий для жизни всего общества. При этом подчеркивалось, что государство обеспечивает базовые условия, но задача достижения личного финансового успеха лежит на самом человеке.
Для формирования практического понимания слушателям была представлена концепция «пирамиды финансового благополучия». Ее суть в последовательном освоении этапов: сначала важно научиться сберегать и создать финансовую «подушку безопасности» через страхование, и лишь затем, по мере роста грамотности, можно осторожно переходить к инвестициям. Важным предупреждением стал тезис о том, что нельзя пользоваться финансовыми инструментами, в сути которых нет полной ясности, чтобы не стать жертвой мошенников.
Чтобы помочь школьникам принимать более осознанные решения, им предложили методику «5 почему», которая помогает отделить реальные потребности от сиюминутных желаний. Этот инструмент наглядно показал, что за желанием совершить покупку часто стоят более глубокие личные мотивы, а не объективная необходимость.
Урок прошел в живом диалоговом формате. Активное вовлечение школьников в обсуждение через вопросы и решение практических задач позволило сохранить высокий интерес аудитории. В результате старшеклассники не только получили новые знания, но и смогли задуматься о фундаментальных принципах грамотного управления личными финансами.




